Человек и автомобиль Блистательный предприниматель, - говорят о нем одни. Тщеславный сумасброд, не умевший считать деньги, - считают другие. И все это об одном человеке, Андрэ Ситроене, создавшем одну из самых известных автомобильных марок
Зубчатое колесо фортуны
Андрэ Ситроен родился 5 февраля 1878 года в семье удачливого предпринимателя. Его отец был совладельцем предприятий, занимавшихся обработкой и продажей драгоценных камней. Но не отец учил Андрэ премудростям бизнеса. Когда будущему автомобилестроителю было всего шесть лет, Леви Ситроен покончил жизнь самоубийством. Впрочем, своей семье он оставил немало: огромное наследство плюс связи в финансовых и промышленных кругах Парижа.
В те времена сын обычно продолжал дело отца. Но Андрэ торговля не привлекала. В 1889 году он поступил в Политехническую школу и после ее окончания начал работать в мастерских своих друзей братьев Эстенов, где производились детали для паровозов.
В 1905 году Ситроен стал компаньоном Эстенов, вложив в дело все полученное от родителей наследство. Он наладил на заводе выпуск зубчатых колес (шестерен) - гораздо совершеннее тех, что делали конкуренты. Сконструировал их никому не известный польский механик-самоучка. А Ситроен вовремя разглядел, что новая технология очень перспективна, и купил патент на ее использование. Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном рынке - в Лондоне, Брюсселе и даже Москве, что приносило владельцам фирмы огромные прибыли.
В 1908 году Ситроена приглашают на должность директора крупнейшей французской автомобилестроительной компании "Автомобили Морс". До его прихода дела здесь шли неважно. Ситроен развил бурную деятельность: привлек к работе свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей и предложил снизить цены на них. Успех пришел незамедлительно. Продажи резко увеличились.
Но Ситроену этого мало. Он едет в Америку, чтобы изучить опыт конвейерной сборки автомобилей, впервые внедренной на заводах Генри Форда. Нечто подобное Ситроен намерен организовать в цехах "Морс". Но планы честолюбивого предпринимателя перечеркивает Первая мировая война.
Время - деньги
Ситроен поставил свой предпринимательский талант на службу воюющей Франции и своим деловым амбициям. Видя, как плохо французская армия снабжается боеприпасами, он вступает в переговоры с военным министерством и предлагает в трехмесячный срок наладить масштабное производство снарядов. Армейскому начальству проект кажется невыполнимым. Однако Ситроен убедил государство заключить с ним контракт. Деньги на строительство нового завода он собрал довольно быстро: 20% сделки авансировало государство, другие недостающие средства удалось взять в кредит у друзей-промышленников, финансистов и в Банке Парижского союза.
И в считанные месяцы буквально на пустом месте, на парижской набережной Жавель, возникают заводы, выпускающие больше снарядов, чем все остальные предприятия страны вместе взятые. Французские промышленники в замешательстве: "Как ему это удалось?" Сам Ситроен объясняет свои успехи всего одним словом: ор-га-ни-за-ци-я.
Предприниматель использует любую возможность, чтобы сэкономить время, которое уходит на различные заводские операции, начиная с организации питания персонала. Обед проходит в несколько смен в огромной столовой площадью 3000 кв. м, где установлены десять рядов столиков. Меню одно для всех - от рабочего до инженера. На прием пищи отводится 30 минут. И при этом каждой смене присвоен свой цвет, который сигнализирует о ее начале: на столах меняются одноцветные скатерти и салфетки, а обедающие и официантки надевают одноцветные повязки. Таким образом, обед превращается в тщательно срежиссированное действо, экономящее каждую рабочую минуту.
А процесс выдачи зарплаты? На всех предприятиях того времени это происходило так. Кассиры обходили рабочих и прямо у станков выдавали им деньги. На все уходило несколько часов. Ситроен смог усовершенствовать и этот процесс. На его заводах выплаты персоналу делались в нерабочее время. Расчет производился в суммах, округленных до десятков франков и сантимов, а остаток зачислялся на следующий месяц. Наконец, как и в столовой, была введена система разных цветов: талон на получение денег определенного цвета принимался строго в определенном окошечке. В результате на выдачу зарплаты 2500 рабочим-мужчинам тратилось около 10 минут, 2600 рабочим-женщинам - 15 минут!
Но и это не все. На предприятиях Ситроена, помимо рабочей столовой и магазинов, были организованы комнаты для кормления грудных детей, дневные ясли, прачечная, кухня, поликлиника. Рабочим завода даже бесплатно оказывалась зубоврачебная помощь. Но не просто из благотворительности. "Зубная боль нарушает ритм работы и снижает производительность труда", - откровенно объяснял Ситроен причины, по которым он заботился о своих рабочих.
На снарядах Ситроен заработал огромные деньги. Если в мирное время нормой считалась 6-процентная прибыль на каждый вложенный франк, то в условиях войны этот показатель вырос до 28%. В 1917 году правительство Франции приняло решение построить еще один завод по производству снарядов - в Роанне. На проект было выделено 150 млн. франков, реализовывать его было поручено Ситроену, уже показавшему, на что он способен. Но не прошло и двух месяцев после начала работ, как наступил мир. И вместо лаврового венка Ситроен получил неприятности. Его обвинили в присвоении части государственных средств. Финансовая проверка, которую провело правительство, выявила удручающие факты. "Сравнение цен, уплаченных Андрэ Ситроеном, и цен, которые за однотипные товары платила сама дирекция заводов, показало, что первые на 100% превышают вторые", - говорилось в акте проверки. Но, видимо, не без помощи друзей-министров Ситроена скандальное дело было спущено на тормозах. И он без промедления взялся за реализацию планов, которые вынашивал во время войны.