Проблемы существования отдела маркетинга Итак, в структуре компании есть некий отдел. И персонала там работает достаточно, и деньги им выделяются. Жаль, что часто нет отдачи. Скажем, производственное подразделение выпускает конкретные «материальные» товары, отдел сбыта их продает. А чем занимается интересующее нас подразделение, остается тайной. Хотя многие склонны считать, что они просто тратят деньги. Они тратят столько, сколько есть, иногда — больше.
А порой — просто путаются под ногами и пристают ко всем с требованием «дать информацию», «переделать замечательный продукт, который мы выпускаем уже 10 лет» или просто дать денег, денег, денег...
Иногда у них хватает наглости заявить руководству, что «мы не туда идем» или «идем не тем путем». А чаще они просто влезают в вопросы, которые совсем не должны их касаться, и дают советы всем в компании, начиная от генерального директора и заканчивая ночным сторожем.
Они присваивают себе право говорить от имени компании и требуют уравнять в правах с вице-президентом по финансам. И говорят, что на самом деле то, за что они отвечают, должна делать вся компания и каждый из сотрудников лично...
Так, собственно, о ком идет речь? Увы, лишь о сотрудниках отдела маркетинга.
Теперь о серьезном. Как возникал маркетинговый отдел в отечественных компаниях? Что он представляет собой сейчас и с какими проблемами сталкивается? Собственно, этому и посвящена статья.
Как возникли отделы маркетинга
Появление отделов маркетинга происходило (да и происходит) чаще всего по одному из сценариев, описанных ниже.
В статье рассмотрено немало проблем. А ведь существуют еще и вопросы диагностики, контроля и бюджетирования, не говоря уже о проблемах корпоративного маркетинга.
Вот и получается, что существующие отделы маркетинга редко достигают операционной и стратегической эффективности — все чаще возникает задача реорганизации.
Понятно, что перечисленные проблемы вовсе не являются специфичными именно для отдела маркетинга. Это скорее симптомы развития бизнеса в целом. Просто маркетинг в данном случае выступает как некий индикатор процессов. Ведь предпринимательский этап развития многие компании уже пережили и сейчас стоят на пороге строительства крупной, хорошо управляемой и достаточно бюрократической (в лучшем понимании этого слова) структуры. Следовательно, и маркетинг должен иметь структуру, четко отвечающую стратегическим целям бизнеса; функции, позволяющие достигать эти цели; персонал с четко распределенными полномочиями и кругом ответственности; систему планирования, а значит и бюджетирования, и контроля; и не забывать, что помимо функциональных обязанностей у службы маркетинга есть и неформальная — быть носителем и пропагандистом философии, ориентирующей компанию на рынок.
Имидж самой идеи маркетинга определяется эффективностью его (маркетинга) применения.
Автор: Александр Пешков
Ресурс: http://www.top-bizness.ru/